Сегодня, когда каждый пятый житель Томска так или иначе связан с высшим образованием (он либо студент, либо аспирант, либо преподает в вузе) трудно представить, что почти полтора века назад в Сибири не было ни одного человека с высшим образованием. Государственный деятель граф Михаил Сперанский даже сетовал на то, что не нашел исполнителей для успеха задуманных им реформ в Сибири. Лишь в 70-х годах идея об открытии университета стала воплощаться в жизнь, сыграли роль не только борьба широких кругов сибирской общественности во глав е с Г.Н. Потаниным, но и насущные потребности хозяйственного освоения этого края. Все это требовало подготовки непосредственно на местах высококвалифицированных специалистов. В 1888 году было принято окончательное решение об открытии Императорского Томского университета в составе одного медицинского факультета.
Сильны историей
По сути, 125-летний юбилей факультета – юбилей не только медиков Томска, медиков азиатской части России, но и всего просвещенного населения Сибири. В этом уверен декан лечебного факультета СибГМУ, профессор Сергей ЛОГВИНОВ:
- Открытие 22 июля 1888 года Императорского Томского университета дало начало высшему образованию в азиатской части России. Медицинский факультет, будучи первым и единственным в составе университета на момент его открытия, не только приступил к подготовке врачей, но стал образовательным, научным, культурно-просветительным центром Сибири и Дальнего Востока.
- Современнику интересно было бы погрузиться в историческую атмосферу «того» высшего образования. Наверное, и сравнить-то трудно с сегодняшним днем...
- Конечно, все было иным. Сегодня на лечебном факультете обучается более 1700 студентов. В 1888 году, когда состоялось открытие первых корпусов, общежития, библиотеки, был сформирован штат преподавателей, на первый курс были набраны 72 студента. Примечательно, что многие студенты тогда являлись выпускниками духовных семинарий: за первые 25 лет существования университета на медицинский факультет поступили 3181 человек, из них семинаристы составили больше 63%. В стенах Томского университета обучались питомцы практически из всех семинарий России, можно сказать, что медицинский вуз, таким образом, при рождении получил духовную составляющую.
- Известно, что когда уже было принято решение об открытии в Сибири университета, на то, чтобы стать первым университетским городом за Уралом, претендовали наряду с Томском Иркутск, Красноярск и Омск. Судьба была более благосклонна к нам?
- Да, история рождения университета не в один год уложилась. Впервые вопрос об открытии в Сибири университета возник еще в начале XIX века, когда намечалось учредить «для преподавания наук в высшей степени» университеты в Санкт-Петербурге, Казани, Харькове, Киеве, Тобольске, Великом Устюге. Но подготовительный период затянулся до конца 70-х годов. Одной из причин было то, что на огромных сибирских просторах проживало в то время всего около 1 млн. 200 тыс. человек, явно недостаточным было и число гимназий, они не могли еще дать значительного числа людей со средним образованием.
В 1876 году специальная комиссия пришла к заключению, что наиболее подходящим местом является все же Томск. Поначалу было предложение открыть также историко-филологический и физико-математический факультеты, но безотлагательное открытие всех факультетов было бы финансово тяжело, и невозможно было обеспечить все кафедры необходимым составом преподавателей. Поэтому ограничились образованием университета в составе одного медицинского факультета, в котором Сибирь наиболее нуждалась, и который оставался единственным в течение 10 лет.
Школа профессии, школа науки
- Медицинская наука в Томске тоже должна благодарить за все достижения именно тех профессоров, кто на подводах, с собственными инструментами и книгами 125 лет назад торопился в Сибирь, в Томск – из Петербурга, Казани, Москвы...
- Получается, что так. 125 лет деятельности медицинского факультета и его правопреемника с 1930-го – лечебного факультета, не прошли даром для медицинского сообщества Томска и Сибири в целом. Возраст факультета, как известно, во многом определяет авторитет его научно-педагогических школ, статус высшего учебного заведения. За многолетнюю историю на лечебном (медицинском) факультете сформировались научные школы, получившие мировую известность. Основателем сибирской школы терапевтов был зав. кафедрой факультетской и госпитальной терапии, профессор М.Г. Курлов. Его научные труды легли в основу предупреждения и лечения туберкулеза, он был пионером организации курортов Сибири. Выдающимися представителями томской терапевтической школы стали академик АМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии Д.Д. Яблоков, крупный ученый-клиницист профессор Б.М. Шершевский. В настоящее время лидером терапевтической школы является ученик Д.Д. Яблокова академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии Р.С. Карпов, создавший систему ревматологической и кардиологической помощи в сибирском регионе.
Одним из основоположников томской школы хирургов был зав. кафедрой госпитальной хирургии, профессор Э.Г. Салищев, его дело продолжили профессора П.И. Тихов, Н.И. Березнеговский, С.П. Ходкевич, А.А. Опокин, В.М. Мыш, И.С. Венгеровский, академик АМН СССР А.Г. Савиных, академики РАМН В.В. Пекарский, Б.Н. Зырянов. В настоящее время традиции школы развивают академик РАМН Е.Л. Чойнзонов, член-корреспондент РАМН Г.Ц. Дамбаев, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии, профессор Б.И. Альперович, профессора, заведующие кафедрами Н.В. Мерзликин, В.И. Тихонов, О.А. Ивченко, А.В. Гудков, В.М. Шипулин, В.Ф. Байтингер и другие.
Одной из старейших на факультете является научная школа морфологов, основоположником которой был первый заведующий кафедрой гистологии, профессор А.С. Догель. Заведующий кафедрой анатомии человека профессор Г.М. Иосифов – основатель отечественной лимфологии, а продолжателем его идей в Томске стал всемирно известный анатом, лауреат Государственной премии, академик АМН СССР Д.А. Жданов. Событием мирового значения стало открытие в 1892 году заведующим кафедрой патологической анатомии К.Н. Виноградовым сибирской двууски, вызывающей описторхоз. Пионерские исследования по радиационной морфологии выполнил академик АМН СССР И.В. Торопцев.
Томская школа патофизиологов – классическая кафедральная научная школа, родоначальником которой является основоположник патофизиологии, как медицинской науки, академик В.В. Пашутин (г. Санкт-Петербург), а наследниками стали его ученики профессора П.М. Альбицкий, А.В. Репрев, Д.И. Тимофеевский. Выдающуюся роль в развитии патофизиологии и в целом медицинской науки в Томске, подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации сыграли заслуженный деятель науки РФ Д.И. Гольдберг и заслуженный деятель науки, академик РАМН Е.Д. Гольдберг, заведовавшие кафедрой в разные годы. В настоящее время одним из лидеров отечественной патофизиологии является заведующий кафедрой патофизиологии лечебного факультета СибГМУ, заслуженный деятель науки РФ, академик В.В. Новицкий, с его именем связан новый этап исследований, направленных на установление молекулярных основ патологии системы крови, а его научная школа четырежды удостаивалась звания «Ведущей научной школы РФ». Выдающиеся представители школы томских патофизиологов - академик РАМН, директор НИИ фармакологии СО РАМН А.М. Дыгай и его заместитель, член-корреспондент РАМН В.В. Удут.
Основоположником гинекологической школы был первый заведующий кафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета, известный в России ученый, профессор И.Н. Грамматикати. История кафедры связана с именами выдающихся профессоров Н.И. Горизонтова, М.К. Бутовского, В.К. Чайковского, Б.С. Пойзнера. Член-корреспондент РАМН, профессор А.А. Радионченко разработала и внедрила в практику новые физиотерапевтические методы лечения гинекологических заболеваний. Ее ученица, профессор И.Д. Евтушенко, сегодня лидер томской научной школы акушеров и гинекологов.
Научные школы физиологов, микробиологов, фармакологов, педиатров, представленные сегодня на кафедрах педиатрического и медико-биологического факультетов, своими корнями также уходят в медицинский факультет Императорского Томского университета. Видите, сколько имен, сколько ярких представителей школ, и каждый из них, как правило, подготовил не один десяток своих учеников, кандидатов и докторов наук.
Об авторитете факультета свидетельствует и тот факт, что два его бывших студента – Н.Н. Бурденко и В.Д. Тимаков - в дальнейшем достигли академических вершин и в разные годы стали президентами АМН СССР. А выпускник факультета, ныне академик РАМН А.И. Потапов возглавлял Министерство здравоохранения РСФСР.
- Говорят, «академичность» лечебного факультета практически не имеет аналогов в России, каждый год кандидатские и докторские диссертации защищает немалое количество научных сотрудников, многие исследования - уникальны…
- Сегодня лечебный факультет СибГМУ включает в свой состав 28 кафедр, на которых работает 6 академиков и членов-корреспондентов РАМН, более 90 докторов и 160 кандидатов наук, около 100 аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней. За последние 10 лет факультет готовит в среднем за год порядка 10 докторов и 40 кандидатов наук. Это действительно высокий показатель.
- Больше века назад на сотрудников медицинского факультета сразу легла не только преподавательская нагрузка, но и клиническая, ведь уже в 1908 году начали функционировать госпитальные клиники…
- Связь теории, науки и практики, наверное, одна из основополагающих в медицине, в здравоохранении, для которого мы готовили и готовим кадры. Принципом первых профессоров было сделать студентов действительными участниками жизни клиники, а не только наблюдателями. На клинических лекциях неизменно были подробные и систематические разборы больных. С открытием факультета неизмеримо возросла медицинская помощь населению не только Томска, но и всей Сибири. Преподаватели и студенты бесстрашно сражались с эпидемиями холеры и чумы, оказывали помощь раненым во время войн, заслужив признание и благодарность своих пациентов. Об этом надо помнить: не одна тысяча местных жителей сохранением здоровья и жизни обязана самоотверженности студентов-медиков, работающих в спецотрядах во время эпидемий. Есть и те, кто, спасая других, себя не уберег, например, студент Л. Беляев, заведовавший летучим отрядом в Маньчжурии в 1910 году, умер, заболев чумой.
И сегодня этот принцип связи теории с практикой строго сохраняется. Большинство кафедр факультета клинического профиля дислоцированы в собственных клиниках университета. Только за истекшее пятилетие кафедральные сотрудники провели около 300 тыс. консультаций больных, 10 тыс. врачебных консилиумов, выполнено более 25 тыс. операций, внедрено более 300 новых методов диагностики, лечения и профилактики. За последние 2-3 года в развитие клиник инвестировано более 300 млн. рублей, активно внедряются современные медицинские технологии. Свою роль сыграл лечебный факультет и при открытии томских академических центров РАМН. И сегодня взаимодействие факультета и научно-исследовательских институтов ТНЦ СО РАМН, сложившееся исторически, остается взаимовыгодным. Часть занятий студентов проходит на базе институтов, руководители НИИ преподают в СибГМУ, возглавляют многие кафедры факультета.
- Сегодняшние студенты так же заражены духом романтики профессии медика?
- Несмотря на то, что шлейф романтики врачебной стези в обществе становится тоньше, количество желающих поступить на лечебный факультет СибГМУ не уменьшается. За истекшее пятилетие количество заявлений, поданных абитуриентами возросло в 2,5 раза, конкурс стабильно составляет от 10 до 25 человек на место. Проходной балл на специальность «лечебное дело» по ЕГЭ достигает 230, на специальность «стоматология» – 260 из 300 возможных баллов. И география абитуриентов обширная – Россия, страны СНГ, бывшие республики СССР, дальнее зарубежье (Сирия, Монголия, Иордания, Кипр, Египет, Германия и другие). Кстати, на долю Томской области приходится не более 15-20% абитуриентов, что подчеркивает федеральный статус вуза.
Причем надо отметить, что быть студентом лечфака – тяжелый труд. Хотя доля отличников среди бюджетных студентов достигает 45%, но и отсев немалый: в течение первых трех курсов не выдерживает нагрузки почти 40% студентов, правда, потом 15-20% отчисленных восстанавливается и заканчивает обучение. В элитных группах, сформированных из наиболее талантливых студентов, понятно, другое дело – в них абсолютная и качественная успеваемость близка к 100%. Выпускники факультета востребованы на профессиональном поприще: многие успешно работают за рубежом, иные не стремятся покинуть Alma mater, а остаются работать в СибГМУ и продолжать дело учителей. Хочу искренне пожелать любимым студентам и выпускникам приобретать глубокие знания и становиться высокими профессионалами, достойными своих учителей!
Только вперед
- Накануне юбилея факультета, конечно, не хочется заострять внимание на проблемах. И все же, если рассматривать проблемы как потенциальные точки роста, то какие они сейчас?
- Действительно, проблемы становятся факторами развития, если их решать. Например, в 1952 году был закрыт стоматологический факультет ТМИ, это с годами привело к значительному дефициту стоматологических кадров в Томской области, укомплектованность стоматологами на 2005 год составила 57,9%, зубными врачами - 74,4%. Поэтому можно отметить как значительную победу СибГМУ возрождение в 2006 году обучения по специальности «стоматология» на лечебном факультете. В 2008 году после реконструкции бывшего учебного корпуса медико-биологического факультета по ул. Крылова, 27, в нем разместился стоматологический лечебно-образовательный центр. Для его оснащения было приобретено 16 самых современных стоматологических установок фирмы a’dec (США), рентгеновская установка, зуботехническая лаборатория, фантомные классы.
На кафедре стоматологии работают 3 доктора наук и 8 кандидатов наук, за последние 3 года под моим научным руководством совместно с академиком РАМН В.К. Леонтьевым (Москва) и заслуженным деятелем науки РФ профессором П.Г. Сысолятиным (Новосибирск) защитили кандидатские диссертации стоматологи М.В. Чебакова и Н.В. Семенникова, в этом году защитит докторскую диссертацию доцент О.Д. Байдик. Наши выпускники достойно представляют СибГМУ: на региональной олимпиаде вузов Сибири в Новосибирске 1-е место по терапевтической стоматологии заняла Мария Ефимова, 2-е место по ортопедической стоматологии и 1-е место по зуботехническому материаловедению – Полина Симон.
Сегодня нам, думаю, значительно легче двигаться вперед, чем нашим предшественникам 125 лет назад. Ведь не с нуля начинаем, а опираемся на мощный фундамент, а значит, можем смело приступать к реализации планов, необходимость выполнения которых диктует само развитие лечебной специальности. Намечается создание учебной виртуальной клиники, использование робототехнологий. В русле мировых тенденций практическая подготовка должна осуществляться вначале на симуляторах, затем, в случае хирургических специальностей, на экспериментальных животных и только затем - на больном. Часть занятий уже проходит в симуляционном центре университета, созданном для повышения квалификации врачей, но необходим еще один для студентов.
Расширение международного сотрудничества коснется академической мобильности студентов и преподавателей, привлечения к учебному процессу ведущих зарубежных ученых, увеличения публикаций в ведущих зарубежных журналах. Проводится целенаправленная подготовка и закрепление в вузе молодых элитных кадров в области образования и менеджмента.
Факультет интегрирован в мировое сообщество благодаря научному сотрудничеству кафедр с зарубежными учеными, стажировкам профессорско-преподавательского состава и студентов в ведущих университетах мира, обучению иностранных студентов, активному участию известных зарубежных профессоров в учебном процессе на факультете и академической мобильности преподавателей.
Какие еще задачи стоят перед факультетом? Когда мы недавно решили прикинуть, чего же нам не хватает до почти идеального образа факультета, то получился такой расклад: для интенсивного развития образовательного процесса и науки кафедрам нужны дополнительно 2,5 тыс. кв. метров площадей и весьма внушительная сумма на оборудование и расходные материалы, но это уже тема не для юбилейной статьи. Необходима дальнейшая модернизация клиник, расширение высокотехнологичной медицинской помощи, крайне необходимо для учебного процесса увеличение дежурств и смен по «скорой помощи». И общежитие новое нужно строить. Пути решения поставленных задач намечены, и выполнение их реально, потому что замечательный коллектив факультета, сплав опыта и молодости, готов к новым свершениям!
1 октября на торжественном заседании Ученого совета мы поздравили коллектив лечебного факультета.